На фоне резкого ослабления рубля иностранные автоконцерны пытаются окупить инвестиции в создание производств в России за счет внешних рынков. Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen уже объявили о планах экспортировать компоненты, выпущенные в стране. По мнению участников отрасли, экспорт основная возможность загрузить мощности, созданные в рамках соглашений о промсборке и очевидно избыточные при текущем спросе, пишет газета Коммерсант.
Гендиректор Volvo Group Trucks в России Питер Андерссон заявил, что калужский завод компании, объявивший о простое в феврале, рассчитывает на возможности экспорта компонентов. Мы видим возможность стимулировать экспорт и тем самым поддержать завод, подчеркнул г-н Андерссон. Он отметил, что предприятие возобновит выпуск грузовиков с октября. О планах экспорта компонентов сообщил и гендиректор ПСМА Рус (СП Peugeot-Citroen и Mitsubishi, завод простаивал с 27 апреля по 17 августа) Жан-Кристоф Маршаль. Наконец, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на встрече с президентом Владимиром Путиным сказал, что Volkswagen, запустивший 4 сентября в регионе завод двигателей мощностью 150 тысяч штук в год, принял решение экспортировать двигатели и автомобили в Европу.
На фоне резкого ослабления рубля (с середины мая курс доллара вырос почти на 41%, курс евро на 38%) о создании ориентированных на экспорт производств уже объявил и ряд других машиностроителей. Например, на прошлой неделе в рамках Восточного экономического форума СП Mazda Sollers объявило о строительстве в Приморье завода двигателей, который будет экспортировать всю свою продукцию.
Источники среди автопроизводителей отмечают, что если для ряда машиностроителей девальвация рубля просто дала выгодную возможность экспортировать, пользуясь в том числе подешевевшей рабочей силой, то для автопрома это порой единственная возможность поддерживать рентабельность производства. Они поясняют, что на фоне падения авторынка необходимо загружать мощности, созданные в том числе в рамках обязательств о промсборке. По этим соглашениям автоконцерны до 2020 года должны запустить производство мощностью 300-350 тысяч машин в год, достигнуть 60% локализации, начав выпуск сложных компонентов, в том числе двигателей и коробок передач. На фоне падения рынка Минпромторг уже объявил о возможности изменения формулы, по которой рассчитывается уровень локализации или отсрочки исполнения обязательств. Но, подчеркивают источники, такие уступки при продолжающемся падении рынка вряд ли позволят существенно ускорить возвратность инвестиций. В итоге, говорят они, в краткосрочной перспективе достаточную маржинальность могут обеспечить поставки на экспорт продукции, которая нужна сборочным производствам в других странах.
Руководитель автомобильной практики E&Y в СНГ Андрей Томышев считает экспорт компонентов и автомобилей за рубеж вполне реальным проектом, который позволит извлекать выгоду от международной торговли в долгосрочной перспективе. Автоконцерны все более глобализуют цепочки поставок, локализация производства комплектующих в странах с более низкой себестоимостью и перспективной емкостью рынка является одним из элементов оптимизации расходов в долгосрочной перспективе. На фоне девальвации рубля, добавляет аналитик, себестоимость производства в России становится ниже, а значит, поставки двигателей из России, например, в Европу, могут быть более рентабельными, чем их местное производство.