На ближайшем собрании акционеров АВТОВАЗа в июне будет рассмотрен вопрос об изменении структуры управления. Как сообщает РБК со ссылкой на свои источники, в компании появится новая руководящая должность для контроля социальных вопросов и связи с госорганами. Раньше за эти направления отвечал президент завода. Как именно будет называться должность, собеседники не говорят. Все операционные вопросы, связанные с производством автомобилей, останутся в ведении президента АВТОВАЗа.
Два основных акционера АВТОВАЗа Ростех и Renault-Nissan уже согласовали обновленную структуру управления и договорились, что кандидатуру на новую должность выдвинет госкорпорация, рассказывают собеседники РБК. Ростех уже определился с человеком это заместитель гендиректора госкорпорации Сергей Скворцов. О том, что кандидатура Скворцова рассматривается на эту должность, сообщал и Forbes.
По словам источников, Скворцов должен войти в правление АВТОВАЗа. Согласно уставу завода, этот вопрос находится в компетенции совета директоров. Но для передачи ему части президентских полномочий необходимо будет внести изменения в устав компании. За такие поправки должны проголосовать три четверти присутствующих на собрании акционеров при кворуме более 50%, уточнил партнер юридического бюро Падва и Эпштейн Павел Герасимов. АВТОВАЗ на 74,5% принадлежит Alliance Rostec Auto B.V., акционерами которой являются Renault-Nissan (67,1%) и Ростех (32,9%).
Идея разделения полномочий президента АВТОВАЗа возникла после того, как АВТОВАЗ отчитался о рекордных убытках 74 млрд рублей по итогам 2015 года. Из-за этого акционерам завода пришлось принять решение о его докапитализации. После этого Ростех настоял на досрочном расторжении контракта с нынешним президентом завода Бу Андерссоном (он покинет компанию 4 апреля), совет директоров принял решение об этом 15 марта. Акционеры договорились, что операционным управлением АВТОВАЗа будет заниматься иностранец (с 4 апреля завод возглавит Николя Мор из румынской Dacia), а социальными вопросами и GR русский.
Сергей Скворцов, в частности, будет курировать вопросы сокращений и оптимизации персонала на АВТОВАЗе, говорят собеседники РБК. Массовые увольнения на тольяттинском автозаводе, начавшиеся в 2014 году, вызвали недовольство Сергея Чемезова. За 2014-2015 годы автопроизводитель сократил штат примерно на 19 тысяч человек, до 48 тысяч работников (28% персонала). Кадровая политика АВТОВАЗа стала одним из поводов увольнения Бу Андерссона. Для того чтобы предотвратить повторение ситуации в будущем, госкорпорация вводит в структуру управления своего человека, говорит источник на АВТОВАЗе.
В компетенции Сергея Скворцова также будут находиться распределение и контроль за использованием государственных субсидий и кредитов, говорит источник, близкий к руководству АВТОВАЗа. Неправильное, по мнению акционеров, распределение госкредитов также было в числе претензий к Бу Андерссону. По проекту LADA Vesta, на который ВЭБ выделил АВТОВАЗу 30 млрд рублей, новая модель должна была собираться на основной площадке завода в Тольятти. Но Андерссон перенес сборку в Ижевск, что увеличило издержки производства из-за транспортного плеча. Наконец, взаимодействие с госорганами предполагает в том числе работу с информацией, относящейся к государственной тайне, допуск к которой может получить только гражданин России, указывает собеседник РБК.
Сергей Скворцов на АВТОВАЗе не новичок. Еще в 2009 году в должности управляющего Troika Capital Partners (бывший акционер АВТОВАЗа) он вошел в совет директоров автопроизводителя и работает в нем до сих пор. В Ростех топ-менеджер перешел в 2013 году, он также входит в совет директоров КАМАЗа.