Минпромторг в ближайшие дни предложит на рассмотрение правительству России программу поддержки автолизинга, сообщил глава ведомства Денис Мантуров. По его словам, этот вопрос в числе прочих обсуждался на вчерашнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Как пишет газета Ведомости со ссылкой на свои источники, поддержка автолизинга инициатива представителей отрасли. Предлагается субсидировать часть лизинговой ставки, провести докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) для развития автолизинга. По оценкам источников, на это может потребоваться 4-5 млрд. рублей. Объем и форма поддержки не выбраны: И.Шувалов дал поручение проработать доступные схемы лизинга.
По итогам девяти месяцев 2014 года российский рынок лизинга сократился на 10% до 522 млрд. рублей, но доля автолизинга выросла на 10,5 п. п. до 32,3% (17,3% пришлось на грузовой автотранспорт, 15% на легковой), подсчитали в Эксперт РА. Причины роста активное участие лизинговых госкомпаний в розничных сделках, высокая ликвидность имущества, говорится в его исследовании. Госпрограмма автолизинга поддержит продажи на падающем рынке при росте цен на машины и удорожании займов, говорит исполнительный директор агентства АВТОСТАТ Сергей Удалов. Инструмент будет эффективным, потому что обсуждается программа целевой поддержки конечных потребителей, а не производителей или продавцов, говорит вице-президент Европлана Александр Михайлов. Решение о поддержке лизинга критически важно при падении платежеспособного спроса, эта мера будет иметь мультипликативный эффект с другими программами стимулирования, считает вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева. Лизинговые продажи автобусов Группы ГАЗ в январе 2015 года упали на 70% к прошлому году, LCV на 55%. В основном из-за резкого роста ставок лизинга, ужесточения требований к лизингополучателям, падения платежеспособного спроса, перечисляет Е.Матвеева. По словам А.Михайлова, ставки лизинга выросли, как и ставки в банках.
Кроме того, Д.Мантуров не исключил, что до конца 2015 года будет продлена программа утилизации автомобилей, однако, что решение будет зависеть от ситуации на рынке по итогам первого квартала.
Между тем, И.Шувалов призвал автопроизводителей не полагаться только на господдержку, развивать экспорт и снижать издержки, отслеживая ситуацию на рынке труда. При этом он отметил, что благодаря крупным инвестиционным проектам международных компаний и локализации производства автопрому удалось стать одним из локомотивов промышленного роста за последнее десятилетие. Даже при таких сложных условиях, как сегодня, необходимо выходить на новые и старые рынки, где мы должны продвигать вашу продукцию, приводит слова И.Шувалова РБК. В ходе заседания указывалось, что в настоящее время лидеры российского автопрома АВТОВАЗ, КАМАЗ и ГАЗ экспортируют от 15 до 19% своей продукции в страны Юго-Восточной Азии, Египет, Казахстан и Белоруссию.