Минфин предлагает ввести социальный коэффициент для ОСАГО, который мог бы снижать стоимость страхового полиса.
Как пишет газета «Ведомости», закон об ОСАГО уже предусматривает льготы для инвалидов и их детей, которые имеют право на компенсацию 50% премии по ОСАГО из федерального бюджета. Также закон позволяет органам местного самоуправления расширять перечень льготников. Но расширение этой статьи – это увеличение расходов федерального бюджета, указывает замминистра финансов Алексей Моисеев. «Наша позиция – пока двигаться в сторону большего регулирования тарификации», – говорит он.
Ранее зампред Центробанка Владимир Чистюхин также отмечал, что теоретически может быть всего три источника финансирования помощи малоимущим: федеральный или региональный бюджеты и средства страховщиков. Сейчас ЦБ устанавливает тарифный коридор, в пределах которого компания может выбирать свой базовый тариф для каждого региона. Это значение умножается на ряд поправочных коэффициентов: возраста/стажа, мощности и места регистрации автомобиля и др. В зависимости от аварийности применяется коэффициент бонус-малус. Текущая система регулирования поправочных коэффициентов в ОСАГО позволяет тщательно учитывать разные категории граждан при расчете стоимости ОСАГО, уверен А.Моисеев.
«По нашим оценкам, которые требуют актуарной проверки, некоторые категории из малоимущих граждан являются безопасными водителями. Например, у пожилых водителей большой опыт вождения и они водят довольно аккуратно. Водители из многодетных семей тоже водят скорее аккуратно», – отмечает он. Минфин предлагает ЦБ рассмотреть возможность модификации тарифной системы: добавить гибкости тарифному коридору и различным коэффициентам, говорит замминистра. Например, можно расширить градацию для коэффициента «возраст/стаж», уточняет он, сейчас этот коэффициент является лишь надбавкой для молодых водителей, также можно было бы предусмотреть скидку другим категориям. В апреле президент поручил проработать меры по поддержке малоимущих граждан в связи с подорожанием ОСАГО.
Ранее Российский союз автостраховщиков (РСА) уже предлагал ЦБ сделать больше градаций тарифа по стажу и возрасту. Статистика РСА подтверждала, что аварийность некоторых возрастных сегментов сильно недооценена – старшие и более опытные водители субсидируют молодых и менее опытных, переплачивая за полис ОСАГО. Но тогда ЦБ проигнорировал предложение союза. Представитель союза комментировать предложения Минфина по существу не стал.
«Если мы говорим о социальной компенсации, то ее нужно закладывать в закон. В законе все прописано и всем ясно. А тарифы могут изменяться ЦБ лишь раз в полгода», – говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Если для кого-то стоимость ОСАГО понизится, то для других граждан – обязательно повысится, полагает заместитель гендиректора СК «РЕСО-гарантия» Игорь Иванов, без вливания в систему из бюджета должно произойти перераспределение премий, которые собирает рынок, «чтобы он был сбалансированным».