Ремонт коробки передач своими силами.

Установка коробки передач

Установку коробки передач проведите в последовательности, обратной снятию. Прежде чем соединять приводы колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля. Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой молибденовой смазки на шлицевый конец первичного вала и смазку на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем сцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой. После установки коробки передач отрегулируйте свободный ход рычага вилки выключения сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке: • действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута тяги установите шток в нейтральное положение; • при поднятом декоративном чехле установите рычаг так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка рычага находилась от правого сиденья на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сиденьями. В этом положении затяните гайку стяжного болта хомута. При установке рычага используйте приспособление. При отсутствии этого приспособления рычаг удерживается в заданном положении вручную. * После установки залейте в коробку передач трансмиссионное масло.

Сборка коробки передач

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учтите следующее: • прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора передач на штоке, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также винты крепления; нанесите на резьбу винтов герметик и затяните их; при этом следите, чтобы не перепутать винты крепления. Они имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки.

Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длина его 19,5 мм, момент затяжки 2,4 кгс • м, а винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длина его 24 мм, момент затяжки 1,9 кгс • м; • перед установкой сальника первичного вала и вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки рабочую поверхность сальника и смазкой втулки вала вилки выключения сцепления; • заложите смазку в шаровую опору рычага переключения передач; • вторичный вал соберите в последовательности, обратной разборке; при этом синхронизаторы установите на вал в собранном состоянии оправкой для напрессовки ступицы синхронизатора, предварительно нагрев их до температуры 100 оС.

При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого перед установкой нагретого синхронизатора на вал между блокирующими кольцами и торцами шестерен установите специальную прокладку вильчатой формы, которую удалите после остывания деталей; При сборке синхронизатора блокирующие кольца установите так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи. Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону ее гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком.

При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо в скользящей муфте (наибольшей глубины). Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,3 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 1,5 кгс • м. При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми. Оправкой для напрессовки внутренней обоймы подшипника на коробку дифференциала напрессовывайте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой для запрессовки сальника штока выбора передач запрессовывайте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта герметик. Оправкой для напрессовки шарикового подшипника на вал приводной шестерни запрессовывайте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами, а на валы напрессовывайте внутренние кольца этих подшипников. Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач.

Закрепите механизм выбора передач. Затем запрессовывайте сальник в картер сцепления, выдержав размер 3,54+0,2 мм, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала. Напрессовывайте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте их. Длина зачеканки должна быть 3,5—4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал фиксатором первичного вала коробки передач. Установите в картер сцепления узел дифференциала. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления специальной оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала. Установите одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями.

Затем установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках. Установите в гнездо картера очищенный магнит и прокладку между картерами сцепления и коробки передач. Подберите регулировочное кольцо для подшипников дифференциала. Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой для запрессовки наружного кольца роликового конического подшипника дифференциала запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала. Установите на место привод спидометра, а затем установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его гайками.

Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца. Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепите крышку фиксаторов и заверните пробку фиксатора вилки заднего хода. Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным зазором 0,25 мм (для контроля — 0,15—0,35 мм).3азор обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. Подбор толщины регулировочного кольца проводят при замене одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления или коробки передач.

Определяйте толщину регулировочного кольца в следующей последовательности: • запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника вместе с установочным кольцом в картер коробки передач. Установочное кольцо имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм; • запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления.

При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала; • установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 2,5 кгс • м, после чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2—3 оборота; • установите опорную оправку на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор с удлинителем.

Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль; • переместите снизу дифференциал и определите осевое перемещение дифференциала по показаниям индикатора. При измерении осевого перемещения дифференциала нельзя проворачивать его, чтобы не исказить результаты измерения. По формуле S=A+B+C подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала.

В этой формуле • — толщина регулировочного кольца; А — осевое перемещение дифференциала; В — предварительный зазор подшипников дифференциала; С — толщина установочного кольца (величина постоянная). После определения толщины регулировочного кольца разъедините картеры сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца установите подобранное регулировочное кольцо.

Запрессуйте наружное кольцо подшипника дифференциала, установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления. Проверьте динамометром для проверки момента проворачивания приводной шестерни момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки диф- ференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов.

Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 15—35 кгс • см, для приработанных подшипников — как минимум 3 кгс • см.

Разборка коробки передач

Вымойте коробку передач, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки. Снимите задний кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.

Открутив гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку. Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов. Снимите крышку фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

Открутите пробку и выньте детали фиксатора вилки задней передачи. Открутите болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и разъедините их. Открутив винты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки.

Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода. Затем выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления. Снимите узел дифференциала. Выпрессуйте наружные кольца подшипников из картера сцепления, используя оправку.

Открутив болты крепления механизма выбора передач, снимите его. Открутите винт крепления рычага выбора передач и снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления. Без необходимости не следует снимать со штока выбора передач рычаг и шарнир, так как конические винты их крепления установлены на гер-метик.

При необходимости разборки вторичного вала зажмите его в тисках с накладками из мягкого металла, а затем, отвернув гайку, универсальным съемником стяните шариковый подшипник с вала. Аналогично стяните подшипник с первичного вала. Затем снимите с вторичного вала ведомые шестерни 4-й, 3-й, 2-й и 1 -и передач и детали синхронизаторов.

Ступицы муфт синхронизаторов снимите на прессе или съемником. Без необходимости не рекомендуется стягивать ступицы с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении, также не рекомендуется выпрессовывать из картера сальники, если они не повреждены. Разберите дифференциал, для чего при необходимости замены ведомой шестерни главной передачи открутите винты ее крепления и выпрессуйте шестерню с коробки дифференциала, снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось.

Затем выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни и сателлиты. При необходимости, используя упор и универсальный съемник, стяните подшипники с коробки дифференциала и шестерню привода спидометра. При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего открутите гайку крепления оси рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси вилки заднего хода и с оси блокировочных скоб, снимите вилку заднего хода, рычаг выбора передач в сборе с блокировочной скобой, ось рычага и пружину.

При необходимости снимите привод спидометра, для чего открутите гайку его крепления и, придерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра. Приемы работ, порядок разборки (сборки) пятиступенчатой коробки передач аналогичны описанным выше, но прежде чем вынимать первичный и вторичный валы, выполните следующее: после снятия задней крышки застопорьте первичный вал фиксатором первичного вала коробки передач и отверните гайки с первичного и вторичного валов, затем отверните болт крепления вилки 5-й передачи на штоке и стяните с помощью универсального съемника со шлицев вторичного вала синхронизатор 5-й передачи в сборе с шестерней и вилкой.

Затем стяните шестерню с первичного вала и ударной, с помощью отвертки открутите винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца подшипников.

Снятие коробки передач

Установите автомобиль на подъемник или осмотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении. Действуя изнутри отсека двигателя, выполните следующие операции: • отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки; • отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, открутив для этого накидную гайку; • отсоедините провод «массы» от картера сцепления; • выкрутите датчик верхней мертвой точки из картера сцепления; • отсоедините трос от вилки выключения сцепления, открутив для этого гайки с нижнего наконечника троса; • открутите два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя серьгу для подвеса силового агрегата. * Установите на водосточные желобки крыльев поперечину для поддержания двигателя и зацепите ее крючок за серьгу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины подвесьте силовой агрегат с иомощью другого приспособления. Снизу автомобиля выполните следующие операции: • снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления; слейте масло из коробки передач, отсоедините провода от выключателя света заднего хода; • ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач; • открутите гайку от шпильки крепления верхней части коробки передач; • отсоедините пальцы шаровых шарниров рычагов подвески от поворотных кулаков, • используя съемник или резко ударив по корпусу внутреннего шруса молотком через выколотку, выбейте шрусы из полуосевых шестерен и отведите валы приводов колес в сторону. В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни; • открутите с левой стороны три гайки от крепежных шпилек крепления коробки передач клевому кронштейну подвески силового агрегата, а затем гайку болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова; • открутите болты крепления задней опоры подвески силового агрегата; • открутите нижние болты крепления стартера и снимите его; • установите под коробку передач гаражный домкрат и, слегка опустив двигатель, открутите нижний болт крепления картера к блоку двигателя и отведите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы вал коробки передач вышел из шлицов ведомого диска сцепления; • извлеките коробку передач из моторного отсека. При этом нельзя опирать первичный вал коробки передач на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не повредить их.

Устройство коробки передач

В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой может иметь два значения. Первичный вал выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу. Кроме них на валу установлены два синхронизатора. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи. Привод управления коробкой передач состоит из рычага со сферическим пальцем, шаровой опоры, тяги, соединенной шарниром со штоком, и механизмов выбора и переключения передач. На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру сцепления. Отверстие для прохода тяги закрыто защитным чехлом. В корпусе механизма выбора передач установлены две оси. На одной из них имеется трехплечий рычаг выбора передач и блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия скоб, фиксируя их от проворачивания. Первое плечо рычага служит для включения передач переднего хода, второе — для включения задней передачи, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. Под действием пружины рычаг выбора передач и блокировочные скобы перемещаются на своих осях до упора шарика в ступеньку на оси. В этом положении скобы запирают одним концом вилку заднего хода, входя в ее паз между выступами, а другим и вилку передач (а также вилку передачи у пятиступенчатой коробки передач): плечо рычага выбора передач устанавливается в положение включения 3-й и 4-й передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону заднего хода рычаг и скобы перемещаются на осях, сжимая пружину. При этом вместо скобы в паз вилки заднего хода заходит плечо рычага выбора передач, а скобы запирают вилки включения передач переднего хода. Таким образом, при перемещении рычага вдоль своей оси происходит выбор передач, а при повороте на оси — включение передач. У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы на выходе из картера удлинены. На этой части валов расположены ведущая и ведомая шестерни передачи и ее синхронизатор. Подшипники валов фиксируются в своих гнездах пластиной. Шестерни передачи закрыты задней крышкой картера коробки передач с сапуном. Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера: 01 — для передаточного числа 3,94; 02 — для передаточного числа 4,13.

Источник: www.7samuraev.ru

Запись опубликована в рубрике Неисправности авто. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.